ВО ДВОРЦЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ОБСУДИЛИ ЗАКОНОПРОЕКТЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНС И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
24 октября 2022
Вопросы формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства стали темой совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко. Кроме этого, белорусский лидер подробно остановился на вопросе контроля ценообразования.
Как пишет телеграм-канал “Пул Первого”, законопроекты о деятельности ВНС и об изменении избирательного законодательства уже подготовлены. И отдельные их пункты вызвали серьезные дискуссии.
Участниками совещания во Дворце Независимости стали представители законодательной, судебной, исполнительной ветвей власти, в том числе спикеры обеих палат парламента, председатели Конституционного и Верховного судов, исполнительных комитетов областей и Минска, а также руководители правительства, Администрации Президента, Федерации профсоюзов Беларуси, Центризбиркома, Национального центра законодательства и правовых исследований, республиканского общественного объединения “Белая Русь”.
Уборочная кампания и контроль цен
Учитывая широкий круг участников, глава государства прежде всего коснулся завершения уборочной кампании.
– Уборочная кампания у нас закончится, когда последний плуг уйдет с поля и вы поднимите зябь на 100%. И предупреждаю всех губернаторов от попыток что-то там в статистике не то что приукрасить, а из одной графы перенести в другую. Я вас категорически предупреждаю: здесь у вас ничего не получится. Все, что мы должны вспахать в зиму (то, что называется зябью), вы это, пожалуйста, сделайте, – потребовал Александр Лукашенко.
Особое внимание Президент обратил на Гомельскую, Могилевскую и Витебскую области. В этих регионах, по его словам, не дорабатывают.
– Никаких скидок на то, что Гомельская область у нас, видите ли, такая-сякая или Витебская область бедная. Спрос будет жесточайший, – предупредил глава государства. – Если вы этого не понимаете, я очень сожалею.
Президент также напомнил о своем поручении по выработке мер контроля и регулирования цен.
– Вчера я предупредил первого вице-премьера, который головой за это отвечает. Всем была поставлена задача по выработке мер контроля и регулирования цен. Я хочу, чтобы вы это услышали. Мы должны выработать меры контроля за ценообразованием. Что касается заморозки цен, речь шла до 20 октября или до тех пор, пока не вступит в силу постановление правительства. Еще раз повторяю: никакой речи о тотальной, навсегда заморозке цен не шло. Если кто-то это не услышал. Речь шла о том, что накопили вот столько “жира”, и вы меня не убедите, что его нет. Это касается всех: и бизнесменов, предпринимателей, и руководителей государственной формы, – отметил Александр Лукашенко.
Он подчеркнул, что цены должны быть прежде всего справедливыми, а над себестоимостью товара надо работать.
– В экономике такого понятия – справедливость – нет. Я вчера говорил, такой категории нет. Но в жизни людей, в головах людей справедливость всегда должна присутствовать, – сказал Александр Лукашенко.
Президент заметил, что на предприятиях государственной формы собственности у зарплат руководителей есть потолок: она не может превышать более чем в 6 раз средней заработной платы по предприятию.
– Ладно, в 6 раз от средней зарплаты. А здесь же в 200 раз! – обратил внимание белорусский лидер, говоря о том, что некоторые владельцы компаний ежемесячно зарабатывают около 90-100 тыс. долларов, сидя в Италии. В то же время кассиры и продавцы в их магазинах зарабатывают фактически в 270 раз меньше.
Президент напомнил о всплеске инфляции в феврале этого года. Тогда правительство посчитало, что это временный рост цен. Однако когда они продолжили расти, своевременные меры приняты не были, обратил внимание глава государства. В итоге инфляция увеличилась в два раза.
– Что еще надо? Поэтому как человек земной я это прекрасно все понимаю. И мое решение – до сегодняшнего дня не трогать цены, не прикасаться даже рукой – было продуманным и обоснованным. Скажите, кто рухнул до сегодняшнего дня? Никто не рухнул. Кое-кто испугался. Потому что больше на ценах свое состояние создавать не будете. Касается всех: производителей, оптовиков и розничной торговли. Но это не значит, что цены остановлены и завтра они расти не будут. Вот если мы втупую их заморозим, то действительно, прежде всего по кофе, бананам, еще по чем-то в первом приближении цены вырастут, потому что это не от нас зависит. Мы их закупаем. Но для нас это не большой страх. Кто любит кофе – пейте, пожалуйста. Если кофе подорожал – ну, извините, я могу предложить молоко, чай. Я кофе не пью и жив-здоров, – сказал Александр Лукашенко.
По его словам, цены на импортные товары тоже будут контролироваться. По крайне мере такая задача поставлена правительству.
– Никаких бонусов в торговле на импорт вообще быть не может. Что значит “Мы у тебя товар возьмем и поставим вот на эту полку, если ты нам что-то приплатишь?”. Взятку дашь! Упаси вас господь. Ни на импорт, ни на наши товары никаких бонусов быть не должно, – предупредил Президент.
Представители торговой сферы должны учитывать требования государства в своей работе.
– Я вижу жуткое давление на вас прежде всего, но уже и на меня начали выходить: “Ах, на паузу экономику поставили”. Какая экономика на паузу поставлена? Я вас потом поставлю на паузу. Четко должно быть: ты пришел в торговлю работать – работай, приветствуем. Мы тебе помогали, тебе землю дали, кредиты дали, чтобы построить предприятия, ты принял людей на работу, ты за них прежде всего отвечаешь. Пожалуйста, работай. Правила вот такие. Мы в убытки тебя не загоняем, потому что это нам во вред. Но если ты не понимаешь требования государства, парень, тогда нам не с тобой, – пояснил государственные подходы Александр Лукашенко.
ВНС должно заниматься вопросами, которые не будут входить в компетенцию других органов власти
Возвращаясь к тематике совещания, Президент Беларуси Александр Лукашенко акцентировал внимание, что в феврале этого года состоялся референдум, где народ определил пути дальнейшего развития Беларуси.
– Для нас с вами эти решения референдума – фундаментальные, стратегические направления, по которым необходимо работать, – отметил белорусский лидер. – Решение поставленных задач требует построения надлежащей правовой
– ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы. То есть нам легче будет работать, если эта толока, 1,2 тыс., или сколько вы предлагаете человек, соберутся представители оттуда, снизу, которые видят цены в магазинах, гайки крутят и хлеб высевают, и примут решение, в каком направлении двигаться.
При этом Александр Лукашенко обратил внимание, что, в отличие от депутатов, делегаты ВНС работают на общественных началах, они не задействованы на постоянной основе, как на основной работе. К тому же, у ВНС должны быть не только полномочия, определенные Конституцией, но и другие, и Основной закон это позволяет.
– Но это не значит, что мы там должны расширяться и Всебелорусское народное собрание будет не только пересекать какие-то полномочия Президента, парламента, судебной власти, но, еще хуже, мешать будет им работать. Этого быть не должно. ВНС должно заниматься своими вопросами – теми, которые не будут входить в компетенцию других органов власти. Оно наверху, как народное вече, – обсудили, приняли решение по определенным вопросам, порекомендовали, покритиковали и разошлись. Все остальные, как и сегодня, решают свои повседневные вопросы, – сказал Александр Лукашенко.
Он также указал на необходимость обеспечить непрерывную работоспособность собрания без создания громоздкого административного аппарата.
По его словам, в законе о ВНС следует разложить по полочкам такие вопросы, как компетенция, механизм образования, состав делегатов и требования к ним. Порядок избрания делегатов ВНС будет детально прописан в Избирательном кодексе.
Глава государства отметил, что к обновлению Избирательного кодекса следует подойти системно и грамотно.
– Это важнейший законодательный акт, по которому осуществляются электоральные процессы в стране, начиная от республиканских референдумов, заканчивая сельскими советами. В данном документе все должно быть понятно и для избирателей, и для членов комиссий, – сказал Президент.
По словам Александра Лукашенко, потребность в изменении кодекса назревала постепенно, на протяжении нескольких лет. Однако сейчас сама жизнь заставляет оперативно работать и ускоряться.
– Выборы, предстоящие в 2024 году, мы должны провести уже по новым правилам. Осталось чуть больше года. Это будет самая масштабная кампания за последние годы, – заявил Президент.
В течение короткого времени необходимо будет избрать депутатов всех уровней, сформировать состав Совета Республики, выдвинуть делегатов ВНС.
– Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации, – сказал Президент.
Глава государства подчеркнул, что надо информировать население о сути происходящих процессов и имеющихся угрозах, чтобы люди могли сами осознанно делать выводы и принимать решения.
– Вы знаете, я поручил силовикам и другим проинформировать народ о том, что происходит. Это еще очень важная проблема. Все: “Вот, это проблема, Лукашенко народ запугать хочет”. Наоборот! Я не хочу, чтобы вы запугивались. Я хочу просто, чтобы народу донесли все то, что происходит, почти на 100% открыто. А народ потом пусть принимает решение. Если за два года не убедились, что с нами хотели и хотят сделать, то пусть слушают и принимают решение. Хотите через беду пройти – пожалуйста. Знамя в руки и идите. Хотите, чтобы было тихо и спокойно, чтобы утром и вечером если не самим в душ сходить, хотя, думаю, все имеют такую возможность, так хоть деток своих искупать в теплой воде, чтобы тепло в доме было, чтобы газ, нефть и прочее было, чтобы было утром и вечером чего-то перекусить, поесть, одеться во что-то, если вы этого хотите – это тоже вариант, тогда зубы сжали и вперед, делайте то, что я вам говорю, – сказал Александр Лукашенко.
Продолжая разговор об изменениях избирательного законодательства, глава государства рассказал, что ЦИК предлагает существенное сокращение количества окружных избирательных комиссий.
– Обсудим это. Не думаю, что это перегрузит кого-то, но тем не менее давайте это тоже обсудим. В такой увязке мы должны посмотреть на выборы за рубежом, разобраться в иных проблемах, – сказал Президент.
Как будет формироваться ВНС и кто сможет стать делегатом
Разработчик законопроекта о формировании Всебелорусского народного собрания, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светлана Любецкая рассказала о том, кто и как сможет стать делегатом, если проект закона будет принят.
– Это наш уникальный национальный правовой опыт, имеющий при этом исторический прообраз, – народное вече, – обратила она внимание.
Порядок избрания делегатов от местных советов депутатов и гражданского общества должен быть максимально простым, исключить сложные многоступенчатые процедуры, чтобы лишний раз не вовлекать ЦИК и суды к рассмотрению жалоб, обратила внимание депутат. Еще на стадии работы конституционной комиссии был определен подход – не превращать формирование ВНС в еще одну электоральную кампанию.
При подготовке законопроекта о ВНС решались три основные задачи.
– Первая – закрепить такой механизм формирования ВНС, который обеспечивал бы, с одной стороны, авторитет, профессионализм и эффективность работы делегатов ВНС, с другой – легитимность собрания, то есть признание обществом принимаемых собранием решений за счет представительства делегатов от всех ветвей власти, от местных советов депутатов, от гражданского общества, – пояснила Светлана Любецкая. – Вторая задача – определить порядок реализации конкретных конституционных полномочий ВНС, установив именно в законе рассмотрение судьбоносных для страны решений, начиная от инициирования проведения республиканских референдумов до объявления и введения чрезвычайного или военного положения.
И третья задача, по словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей, сформировать компактную структуру органов ВНС, четко определить полномочия председателя, функции президиума, чтобы они не пересекались с компетенцией собрания и не подменяли его.
Как рассказала Светлана Любецкая, одну часть будут составлять делегаты по должности: действующий Президент и Президент, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти. Всего 440 делегатов.
Следующая часть – это представители местных советов депутатов: делегаты, избираемые областными советами депутатов из числа депутатов местных советов областного, базового и первичного уровня, депутаты Мингорсовета в полном составе. Норму представительства от местных советов депутатов определит ЦИК исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области. Максимально – 350 человек этой категории.
Еще одна часть делегатов – представители гражданского общества. Предлагается простой и справедливый принцип избрания – равное количество делегатов от каждого субъекта. Предельное число делегатов этой категории – 400 человек.
– Они будут избираться высшими органами субъектов гражданского общества из числа членов с обеспечением представительства от каждой области и Минска. При этом право выдвижения кандидатов будут иметь организационные структуры каждого субъекта гражданского общества, – объяснила депутат. Она также отметила, что не стоит фокусироваться на математических подсчетах точного числа делегатов, а обратить внимание на паритетный принцип формирования состава ВНС, который позволяет учесть интересы различных слоев населения, обеспечить их справедливое представительство.
Что касается определения, какие организации, общества и другие структуры будут считаться субъектами гражданского общества, то это будет прописано в другом законопроекте – об основах гражданского общества, который сейчас подготовлен и будет внесен в Палату представителей.
Сейчас в законопроекте определены полномочия президиума ВНС – рабочего органа, который будет функционировать в перерывах между собраниями. Предусмотрено также создание секретариата, который обеспечит техническую поддержку ВНС.
Вместе с тем законопроект дополнен новой нормой, которая касается полномочий ВНС по избранию судей. В Конституции предусмотрено, что ВНС избирает председателей и судей Верховного и Конституционного судов. Предлагается, чтобы народных заседателей Верховного суда также утверждало ВНС.
Избирательный кодекс приводится в соответствие с внесенными изменениями в Конституцию
Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко рассказал о ключевых новациях, которые предлагают закрепить в избирательном законодательстве.
– Понятно, что еще будет депутатский корпус работать. Хотя он уже подключался на этапе разработки законопроекта о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Беларусь. Ну, я думаю, что мы проведем совместно с депутатами выездные заседания профильных комиссий и ряд диалоговых площадок. Хотя мы уже это тоже делали частично. Вот сегодня было поручено провести обсуждение еще с представителями общественных организаций, политических партий. То есть мы готовы в этом плане поработать, – отметил Игорь Карпенко.
По словам председателя ЦИК, в первую очередь кодекс приводится в соответствие с внесенными изменениями в Конституцию. В том числе включается норма о праве участвовать в выборах гражданам, которые находятся в следственном изоляторе и в их отношении еще не вынесен судебный приговор. Кроме того, в обновленном кодексе найдет отражение ряд новых требований, предъявляемых к кандидатам в президенты и депутаты.
Второй блок изменений связан с новациями в законодательстве, которые в настоящее время параллельно принимаются либо уже закреплены в законодательных актах. В частности, это касается законов о политических партиях, о гражданском обществе, Всебелорусском народном собрании.
И третий блок изменений в Избирательный кодекс вытекает из анализа практики избирательных процессов как в Беларуси, так и за ее пределами, в том числе международных договоров, к которым присоединилась Беларусь.
– Мы предлагаем, раз единый день голосования и будут выборы депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов всех местных советов в один день, в частности 25 февраля 2024 года, соответственно, нужно создать и определенные правовые нормы, которые бы позволили и комиссиям работать качественно. Например, на местных советах у нас нет порога явки избирателей. То есть сколько пришло на избирательные участки, от этого количества избрали депутатов. На парламентских выборах порог явки есть. Вот мы предлагаем этот порог явки снять. То есть уравнять эти все выборы для того, чтобы и комиссиям было проще работать, и субъектам, которые организуют всю эту деятельность, – пояснил Игорь Карпенко.
Кроме этого, предлагается отменить возможность аккредитации наблюдателей непосредственно в день голосования.
– Мы предлагаем все-таки это сделать до начала досрочного голосования. А то получается неравномерная нагрузка на комиссии. Пока комиссия дежурит, выверяет списки, никто к ней не приходит, не задает никаких вопросов, не аккредитовывается. А как только начали выдавать бюллетени, началось голосование, идут люди, даже иногда очередь образуется, чтобы получить бюллетень, тут приходят люди и говорят: “Давайте нас зарегистрируйте, аккредитуйте наблюдателями”. Наверное, это тоже несправедливо. Поэтому если тебя целенаправленно выдвигает какая-либо организация, граждане, трудовой коллектив наблюдать за выборами или референдумом, значит, позаботься заранее – приди, аккредитуйся в комиссии, ознакомься, где будет проходить голосование, познакомься с членами комиссии, – рассказал Игорь Карпенко.
Он анонсировал, что на следующей неделе ЦИК как раз планирует провести заседание, где одним из вопросов будет обсуждение ожидаемых новаций.
Источник: 1prof.by
Подготовила Ядвига ЧЕРНЫХ
Фото БЕЛТА