11 July 2019

11 июля – День профилактики алкоголизма

Алкоголизм всегда формируется постепенно, вырастая из эпизодического употребления и перерастая в систематическое принятие алкоголя, злоупотребление им, принятие спиртных напитков по поводу, а в дальнейшем без всякого повода, формирование влечения и поиском причин принятия алкоголя. 
Алкоголизм это медленно прогрессирующие заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях – стойкими соматоневрологическими расстройствами и постепенным развитием   полной психической деградации личности, дистрофией и деструкцией органов и организма в целом.
Алкоголизм у подростков развивается быстрее, чем у взрослых, и заболевание протекает более злокачественнее. Те концентрации алкоголя в крови, которые у взрослых вызывают лишь незначительные нарушения, у молодых людей могут повлечь за собой тяжелые отравления с возникновением неврологических расстройств, не исчезающих месяцы, годы или остающиеся на всю жизнь.
К сожалению, употребление алкоголя в молодежной среде распространено. Очень часто первая проба алкоголя несовершеннолетними происходит под присмотром родителей на семейных праздниках, где хоть капельку дурманящего напитка, да попробуют, а наливают им сами родители. Нередко подростки начинаю пить, когда попадают в новую компанию, где это своего рода тест на зрелость – «не хочешь пить – значит, не будешь с нами». Так они постепенно подсаживаются; изначально старшие, уже взрослые, товарищи заставляют их пить, а потом приходит привыкание к алкоголю – без него уже никак нельзя обойтись на веселый встречах. Ребята хотят быть такими «как все», поэтому, чтобы не быть «белыми воронами» - пьют. Через некоторое время спиртное становится необходимой частью отдыха, покоя и веселого настроения. Потом возрастают дозы потребляемого, потому что первоначальный объем выпитого кажется недостаточным. Таким образом, алкоголь становится неотъемлемой частью жизни и вовлекается во все жизненно важные процессы молодого организма.
При регулярном приеме алкоголя резко падает работоспособность, круг интересов сужается, снижается успеваемость в школе, т.к. страдает память, меняется характер и весь склад личности в целом. Смертность от алкоголизма среди молодежи, как у мужчин, так и у женщин наиболее высока по сравнению с таковой в других возрастных группах. 
В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, затрагивая личностные качества подростка, психическое и физическое здоровье, ведет к нарушениям репродуктивной функции у девушек – подростков. Алкоголь является наиболее частой причиной нежелательной беременности у юных девушек, беспорядочных половых связей, опосредованно увеличивается риск распространения инфекций передающихся половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа.
Существует зависимость между употреблением алкогольных напитков учащейся молодежью и снижением уровня ее успеваемости. Употребление алкоголя входит в тройку прочих факторов, негативно влияющих на успеваемость. Употребление в любых количествах представляет основную социальную опасность и опасность для здоровья несовершеннолетних.
Исследования показывают, что подростки, которые пьют алкоголь, чаще всего испытывают:
проблемы в школе: низкая посещаемость и низкие или неудовлетворительные оценки;
нарушение нормального роста и сексуального развития;
социальные проблемы, такие как драки и неучастие в подростковой деятельности;
проблемы с законом, такие как аресты за вождение или причинение физического вреда кому-либо в состоянии алкогольного опьянения;
физические проблемы, такие как похмелье или плохое самочувствие;
высокий риск самоубийств и убийств.
Даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.
Даже при концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% у подростка может наступить смерть.
Юношеский мозг очень уязвим, поскольку он находится в состоянии функционального и структурного изменения. Присутствующий в алкогольных напитках этанол способен причинить развивающемуся мозгу огромный вред. Экспериментально было доказано, что даже не особо частое употребление алкоголя может почти вдвое ухудшить способности мозга обучаться чему-либо новому. При частом употреблении алкоголя мыслительное развитие приостанавливается, нарушается формирование этических и нравственных норм, а уже присутствующие навыки могут ухудшиться или пропасть. По сути, при воздействии алкоголя юный мозг тупеет и интеллектуально, и морально, а алкогольная зависимость развивается в разы быстрее.
Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.
Профилактика алкоголизма среди молодежи поэтому требует особого внимания.
Основой противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей обязан стать принцип недопустимости использования алкоголя несовершеннолетними.
Необходимо постоянно проводить работу по формированию трезвеннических установок у несовершеннолетних. Одним из таких методов формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе.
Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:
противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания обязано проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения ко всяким проявлениям пьянства и алкоголизма;
программа противоалкогольного воспитания обязана предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного воздействия алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом.
Например, разработанные на основе данных принципов
Е.С. Скворцовой «Методические указания
 Противоалкогольное просвещение в школе» предусматривает:
в начальных классах антиалкогольные беседы (так, например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения);
начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с доктором, а в более старших классах – с персоналом милиции, юристами;
в 8-10 классах может быть рекомендована следующая пробная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д.
Помимо специализированных лекций и бесед, нужно проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.
Противоалкогольная пропаганда в школах обязана проводиться главным образом силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций профессионалов (медиков, юристов, социологов и др.); противоалкогольное просвещение обязано распространяться и на родителей учащихся.
Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся рациональную просветительную работу нужно проводить и с их родителями. Данная работа обязана носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников) и, как показывает опыт, для донесения информации до целевой аудитории, лучше в результате использовать родительские собрания.
Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специализированных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная свободная должность среди данного контингента молодежи, как ни в каких новых социальных группах, обязана носить комплексный и дифференцированный характер.
При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует постоянно помнить о том, что подростки слишком наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. Предметом подражания чаще в целом служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых. И в случае если подростку говорят о высших моральных принципах, о надобности быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянство, то «на веру» чаще в итоге берутся не слова, а поступки окружающих подростка людей.
                                                  
Врач – валеолог 4-й ГКБ им.Н.Е. Савченко     В.А. Чернов